Думаешь, тебя еще помнят с тех времён?
Думаю, нет.
А тогда тебя хорошо знали в Беларуси?
Думаю, знали достаточно хорошо. Тогда было гораздо меньше рэпперов и групп, которые надо знать, и затеряться было сложно. Если бы я начинал сегодня, было бы гораздо сложнее выделиться.
Знали благодаря песням или все-таки благодаря той активности, которую ты проявлял?
Скорее благодаря альбому, который вышел тогда. Тем более он подавался «Хип-Хоп Нацией» под соусом «1-ый рэп-альбом, выпущенный в Беларуси». В общем, оказался в удобное время и в удобном месте.
«Хип-Хоп Нация» «наводила движуху»? Можно было их назвать полноценным лейблом?
Да, в общем-то, наводила. Была альтернатива в лице «BeatSound» и «Хип-Хоп Центра». «Хип-Хоп Центр» как-то больше дружил с «ХХ Нацией», регулярно сотрудничали, но они меньше были заметны тогда. А насчет лейбла не могу сказать, насколько он был полноценным. Я привез CD, отдал Олегу Литвинюку, а он отдал в тираж какой-то тиражирующей компании и напечатал полиграфию, в общем-то, больше административная деятельность. Своей студии тогда у них не было, сборники (по крайней мере, 1-ая «Хип-хоп Нация») писались на арендованной студии. Я писался в Гродно.
Когда последний раз общался с Литвинюком?
Наверное, когда была презентация 1-ой «Хип-Хоп Нации», декабрь 2000 года. Потом дороги разошлись.
Все больше и больше людей появляется, которые тоже «простили» его. Ну да ладно. Как продавался альбом?
Ну, тираж альбома я не знаю до сих пор. Мне на руки поездом прислали 80 кассет, и это все, что я видел. Но, думаю, продавался неплохо, звонили с разных городов: «Видели, купили»... У нас в Гродно торчал во всех стендах, в универмаге лежал как конфискат потом.
Сейчас, с высоты лет, тебе не кажется, что это был дичайший трэшак?
Конечно, кажется, что-то сейчас я бы переделал в корне. Но ведь у каждого свое видение того, как сейчас говорят, «тру». Я не следил за тем, что колбасят другие в тусе, стоял особняком, не старался выглядеть своим в доску. За какие-то песни стыдно, за какие-то нет. Но на то время, думаю, мало кто привлекал столько народа к записи, как я. Хоть и получилась противоречивая работа.
Ну, если судить по тому, что присылают в рубрику «Новьё» на Rap.by: у твоего стиля 11-тилетней давности есть масса поклонников.
...Да? Не знал. Даже не знаю, чего сказать. Спасибо, наверное за продолжение моих трэш-идей.
Кстати, современному белорусскому рэпу находится место в твоём плеере?
...Абсолютно не слушаю. Плохо это или хорошо, не знаю. Да и рэп как таковой я редко сейчас слушаю, что-нибудь из ТОГО времени больше слушаю. Ближе граймеры, ту-степперы из Англии. Больше слушаю хорошо сделанную электронную музыку или, чтобы совсем голову отключить, хэппи-хардкор.
Хэппи-хардкор? Это типа «ты умрёшь, но давай веселиться»?
...Бегать под него хорошо. Не хочется бежать, а бежишь. БУМ-БУМ-БУМ. Мне трэшак кстати нравится. Вероятно, мои предпочтения и накладывают след в моей деятельности. У меня даже логотип птица с какашкой.
Пойду, пересмотрю лого...
У птицы на майке на обложке.
Так вот кто является основоположником трэш-стиля в РБ.
Нет, с меня хватит «1го рэп-альбома в Беларуси». Какашку я объясняю ложкой дегтя в моем творчестве. Типа что-то всегда должно быть с придуриной.
С кем-нибудь из того времени еще общаешься?
В основном с ребятами с Молодечно переписываюсь. Дан, Анис, Фрост... Наверное, сейчас эти имена никому ничего не скажут. В то время хорошо общался с Молодечно, Витебском и Гомелем. С Минском как-то не сложилось... Про RIP-Легион из Воронова забыл сказать. Сейчас не особо общаюсь, но остались дружеские отношения
RIP, кстати, будут в гостях в Ток-Шоу на следующей неделе.
Привет им, кто остался из старого состава. Ну и из нового тоже привет.
СегаМегаДрайв или все-таки XBox 360?
Это, думаю, зависит от возраста. То, что цепляло в 14-20 лет, может не цеплять в 30. Например, слушал ты какой-нибудь Kris Kross в 12 лет и он тебя впечатлял. А сейчас если услышать исполнителей того времени, которых ты тогда не слышал, они тебя с большой вероятностью не зацепят. Раньше и мороженое было вкуснее. Скорее человек цепляется за то, что когда-то его впечатлило. Думаю, лет через 10-15 сегодняшние слушатели будут ностальгически вспоминать какой-нибудь «Центр» и говорить, что «музыка уже не та»
Решение забить на рэп было сознательным или это «обстоятельства, я еще вернусь и всех порву»?
Скорее, мне стало скучно в рэп-тусовке, где большинство зависит от мнения своих приятелей, соседей по лестничной клетке и одноклассников, и боятся сделать шаг в сторону от кем-то придуманных «канонов».
Про русскоязычный рэп у меня вообще такая теория — кто-то из самых первых, не совсем умело подражал западным первоисточникам и не искал свой стиль, а те, кто не понимал английский язык, слушали в основном из-за русского языка. Позже сформировалось мнение, что это и есть русский рэп. Я слушал, скажем, оригиналов с Запада, и зарождение русского рэпа происходило на моих глазах. У меня уже была возможность сравнивать исходный материал и ассимилированный, последние — проигрывали. Когда каждый бьет себя кулаком в грудь, типа он самый что ни на есть, но таких объективных оснований для этого, как минимум уровень исполнительского мастерства, качества музыки, нет, то это выглядит, мягко говоря, смешно. Доказать что-то кому-то я никогда не стремился, делал то, что нравится лично мне и ни на кого не оглядывался. Взять реванш поначалу было желание, но теперь мне вполне достаточно того, что я не забросил собственно музыку. В процессе обустройства домашняя студия, есть люди, которые ко мне регулярно обращаются, чего еще надо?.. В планах есть желание вернуться, но не в качестве «тру»-рэппера, а в более широком понимании — музыканта. Как-то так.
Хм, почему люди с возрастом пытаются откреститься от ярлыка «рэппер» и стать «музыкантами». Рэп — это песочница получается.
Так и получается. Маскулинный примитивизм и голая экспрессия — это хорошо конечно, но все со временем приедается. Лично мне неинтересно слушать на протяжении определенного количества лет один и тот же набор заезженных фишек в разных вариациях. Желание выйти за рамки стиля и эксперименты воспринимаются хранителями «канонов» в штыки. Не проще ли тогда выйти из самого стиля, плавать стилистически где-то рядом, но не ассоциировать себя со словом «рэп». Хотя есть куча всяких приставок «хаус-рэп», «христианский рэп» и т.д. Но почему-то за истину воспринимается конкретное мэйнстримовое направление на данный момент среди определенной группы слушателей. Большинство не имеет своего мнения, боязнь прослыть челом «не в теме» побеждает само творчество. Даже если втихаря слушает Tokio Hotel, вслух «темовый» рэппер в этом не признается. Смотрите шире, что ли. Мой посыл в основном тем, кто находится в возрасте с 13 до 22 лет. Я за расширение музыкального кругозора.
А нам нужно столько «музыкантов» вообще?
А столько «рэпперов»?
Были б лучше программистами, аналитиками, дизайнерами, приносили валюту в страну. Но ты не ответил на вопрос. Нужно ли?
Хе-хе, вот я сижу сейчас на работе, программист, HTML-верстальщик (работаю в веб-конторе).
You feel me.
Нужно ли? Большинство людей занимается музыкой просто как хобби, нет? Вот и получается, что найти что-то действительно интересное из всего того шлака становится все труднее и труднее
И что делать? Как быть? Куда рулить в этом море говна?
Думаю, стоящих команд, исполнителей достаточно, и рано или поздно они найдут место в твоем плеере. Другой вопрос, как их найти... Есть куча специализированных сайтов, радио, где работают достаточно искушенные в музыкальном плане люди, которые умеют абстрагироваться от своих личных пристрастий и умеют отличить талант от шлака. Да способов полно на самом деле... Не только в рэпе такая ситуация, везде. Каждый второй — ди-джей и электронный музыкант. Кажущаяся простота раскидывания готовых лупов, скачанных из интернета, по дорожкам искушает многих. Вопрос в том, насколько это талантливо и профессионально, сколько времени потрачено на реализацию задумки. Поверхностный подход (слямзил mp3-шную фанеру в инете, начитал на связках в «студийный» микрофон за 20 баксов в неподготовленном помещении, склеил и выкинул в инет) слышен всегда. Правда, не всем, а тем, кто уже достаточно долгое время интересуется музыкой и звукозаписью в частности. Звучит как прописные истины?
Ну, да.
Вопрос тогда в самоограничении человека. Стоит ли вообще что-то показывать, пока не уверен, что это и есть то, что хотел сказать. Желание выделиться пересиливает здравый смысл. Вот разберем мой случай, раз уже интервью со мной. Мне было 17-18, когда начались первые эксперименты с музыкой. Да, я записал что-то и выкинул на суд слушателей. По прошествии времени я понимаю, что не все было гладко в техническом плане, не все было гладко с читкой и т.д. Ты слышал где-нибудь меня сейчас?.. Сейчас я выкину какую-нибудь песню, только если буду уверен в том, что в ней присутствует минимальный приемлемый уровень качества музыки, читки и, скажем, драйва. Про текст я не говорю, у меня всегда было своеобразное мнение на этот счет. Выкину, когда буду чувствовать, что это как минимум не ГОВНО. А в этом море говна давно уже пора научиться плавать, руководствуясь своим вкусом. Чем дальше, тем больше будет никому не нужных mp3-их. Время, когда были виниловые пластинки и кассеты, когда из-за недостатков формата (особенно винила) был хоть какой-то контроль качества, по крайней мере по звуку, уже не вернется.