Новый год, все дела. Нужно было сделать какие-то другие разговоры, не похожие на предыдущие. В связи с этим были срочно приглашены: Сергей Доренко (начинающий журналист), Ларри Кинг (гонзо-журналист) и Лёша Горбаш (Rap.ru). Свет в глаза был пущен тем двум людям, которых вы ненавидите наиболее сильно — оригинальному составу сборной Rap.by, Александру Хесту и Максу Найткэту. Вопросы были разные: про рэп, про деньги, про конфликты — про всё; всё, что вы не хотели знать о Rap.by.
Говорят, вы познакомились в перестрелке на улице, как всё было на самом деле?
Макс NightCat: С Сашей я познакомился на улице, ведь это так тру. Было это более пяти лет назад. Я тогда продавал свои микстейпы и пытался их рекламировать, в том числе в сети, а для меня сеть тогда в первую очередь означала IRC, где мы с Сашей и списались впервые на канале #hip-hop сервера bynets, по-моему. Никнейм у него тогда был просто невообразимый и не поддающийся пониманию. И мне понравилось, как этот парень лихо подкалывал половину канала, что доставляло им лютый батхерд. После этого встретились в реале, я дал ему пару дисков и тут понеслась.
Aлександр Хест: Ну да, с Максимом именно так и познакомились. Мы оба были больны белорусским рэпом. Он выпускал микстейпы, я пытался создать какие-то проекты в интернете. Около полугода мы с ним просто общались, делались впечатлениями, фантазировали. А потом в оффлайне мы начали работать с ним в одной компании. На тот момент у меня в голове уже была идея сайта, а тут еще появилась возможность реализовать его под громким брендом, на домене rap.by. Я пригласил Макса в проект и понеслось.
Саша, значит осознанно и безальтернативно называть королем рэпбай можно только тебя?
A: Нет, без Макса проекта бы не было. В большинстве, именно он находил и писал новости. У него уже был на тот момент опыт публикации в СМИ и знакомства в этой сфере.
Макс, о каких микстейпах речь?
M: Это были первые части линейки SunSet Week — тогда мне казалось, что Беларуси нужна своя линейка «новостных» бутлегов. Тиражи были маленькие, первая часть и вовсе была в 50 штук, и все обложки я вырезал для нее лично, ножницами, распечатав на принтере в интернет-кафе «Площ@дка», если кто-то его еще помнит. Конкретно Саше я тогда торжественно вручал третью часть.
Почему вы остановились именно на репе, а не, например, на хэппи хардкор или ска?
M: Потому что рэп нравился давно и мы были внутри этой темы каждый по-своему, а т.к. о рэпе, как о тусовке и движении среди молодёжи Беларуси, мы знали больше, чем о другой музыке, то выбор пал на него.
A: По большому счету, мог быть и хардкор, и русские народные. То, что слушали в тот момент, и в чем, как нам казалось, разбирались.
Казалось? Сейчас так не кажется?
A: Даже хрен его знает, как на этот вопрос ответить. Лучше бы я и дальше не разбирался.
Вы уже пять лет пишите про белорусский реп. Эволюция вообще заметна?
M: Заметна, но не такая быстрая, как в случае с тем же российским рэпом. Появились хорошие биты, появились техничные МС, но прогресс оказался не таким сильным, как хотелось. Мало исполнителей с запоминающимся образом, мало концептуальности (любой вообще). Я лично думаю, что толчок белорусский рэп получил в 2007—2008 годах, когда признания добились представители «новой волны» белорусского рэпа: Catchy Style, Семрел, Дже и пара других. После этого люди увидели, что успех — пусть и сетевой — штука осязаемая, и добиться его можно работой над своим материалом и тем, как он звучит.
A: Эволюция есть, она заметна. Это касается сферы в целом и конкретных личностей. Но душа все-таки жаждет революции.
Чем ваша деятельность на Rap.by была пять лет назад и в чем заключается сейчас? Оно вам вообще надо?
M: Пять лет назад мы искали и делали новости сами, выискивали новый материал по интернету, общались с исполнителями, оформляли какие-то эксклюзивы, постили инструменталы — делали всё, чтобы Rap.by был самым оперативным источником новостей и информации о новых релизах. Сейчас у нас появились другие проекты, а у Rap.by — новые авторы, которые не дают ему засохнуть. Я хоть и имею самое больше количество публикаций на сайте, но сейчас в основном пишу лишь о старых релизах, которые мне интересно находить и выкладывать. Мы с Сашей сейчас занимаемся лишь развитием Реп.бу и смежных проектов, а оперативной деятельностью занимаются Макс LM и Алекс Бродский.
Расскажите, как вы умудрились создать хип-хоп радио на Аплюсе?
A: Вначале, это должно было быть самостоятельное интернет-радио и называться оно должно было иначе, но потом я вспомнил о своем знакомстве с директором Аплюс Радио, и мы предложили ему сделать дополнительный поток в формате хип-хоп. Аплюс уже обладал всеми необходимыми ресурсами и это значительно нам все упростило, мы лишь купили оборудование для студии. Насколько я знаю, радио продолжает свое вещание и по сей день, но мы покинули его через полтора года после открытия.
M: Радио было интересное. Мы познакомились с кучей новых людей. Например, наше расписание за 2009-й. Было очень много людей, практически все записи эфиров можно найти здесь.
Случалось, что жалели о таких знакомствах?
A: Познакомились со всеми героями белорусского рэпа, чьи имена были на слуху. Также, у нас были эфиры с гостями из Украины и России. Не могу сказать, что пожалел о встрече с кем-то из них, хотя были и те, кто не мог связать двух слов при ответе на простой вопрос или ругался матом в эфире.
M: Были люди, которые до и на эфире выражали респекты и готовы были поделиться почкой, а потом писали нам угрозы в подъездах и показывали факи из проезжающих мимо трамваев (такой, драйвбай шутинг факшоуинг). Мы всегда предупреждали гостей, что вопросы могут быть самыми сложными и прямыми, но не все были к этому готовы. Если говорить о встрече с кем я пожалел, то это, пожалуй, только индусский парень из Бангалор — скользким оказался типом. Остальные были, пускай и не всегда приятными собеседниками, но и жалеть о знакомстве с ними не из-за чего. Можно только упомянуть, что я большей откровенности ждал от Янг Догга, когда он был в гостях. Был в предвкушении взрыва, диссов в прямом эфире, но этого не случилось, к сожалению. А вот с кем мне неожиданно понравился эфир — это с Sil-A.
У вас в эфире были люди с которыми вы ранее бифовали — как так?
M: Был Dez, приглашали Чима, но не могу вспомнить, был ли он у нас. Был Янг Догг, были другие люди с которыми когда-то мы действительно враждовали, но потом произошла некоторая перестройка ценностей, и мы для себя решили, что нам удобнее занимать более нейтральную позицию. И на тех же эфирах, было забавным то, что именно наши собеседники чувствовали себя более неловко, чем мы.
A: Самые тупые на студию к нам не попадали. Был один подписант российского лейбла, который очень настойчиво хотел к нам придти, но мы были упрямее. Кто-то считал нас врагами. Такая, односторонняя вражда, поэтому нам ничего собственно не мешало пригласить их на эфир.
Завершим тему про радио. Есть другие интересные вопросы. Что случилось с Ульем?
M: "Она утонула" ©
Это вы DDoS'или Братинфо?
M: Ну а кто еще, мы посылали по 300.000 пингов каждый день.
Кто купил Rapzone.by?
M: Мы купили. Вообще, мы старались скупать всех конкурентов, когда появлялась такая возможность. В определенный момент времени на Rap.by редиректилось 6 других (не выживших) рэп-проектов из Беларуси.
Сколько денег приносит Rap.by?
А: С сайтом мы пошли по пути минимальной монетизации, и не стали развешивать тысячи всплывающих окон, контекстных реклам и баннеров. Все это с целью комфортного пребывания посетителей на сайте. А так бы, конечно, уже поднимали тысячи миллионов.
M: На диски для Лэмбо не хватает.
У вас есть «Копилка» белорусских релизов, включая оцифрованные с кассет античные сборники из конца девяностых. Как родилась идея?
А: Мы просто постепенно публиковали эти релизы у себя на сайте и ставили ссылки на файлообменники. Но часто возникала проблема с тем, что файл уже мог быть удален и скачать релиз было нельзя. Поэтому мы стали заливать релизы на свой сервер. Потом уже появилась задача быстро находить релизы, видеть, что опубликовано, а что нет. Мы сделали отдельную страницу с релизами за каждый год, которая пополняется до сих пор.
M: Сперва мы не парились и публиковали всё со ссылками, которые предоставляли исполнители, но потом в комментариях всё чаще стали появляться люди, которые говорили, что ссылки уже нерабочие и в определенный момент это нам надоело — стали заливать к себе и вот когда у нас этих альбомов скопилось около 90 (в 2010-м), мы поняли, что это уже неплохой такой набор и стали целенаправленно искать старые и новые релизы, чтобы собрать дискографию белорусско рэпа. В среднем, копилка отдаёт от 100 до 200 гигабайт в месяц и сейчас в ней 400 альбомов, микстейпов и компиляций белорусского рэпа за период с 1999-го по 2012-й.
Почему вы не публикуете большую часть материала, который вам присылают, вы же типа для людей работаете?
M: Потому что большая часть того, что присылают — это страх божий. Мы защищаем читателей от сил зла, «несем свет во имя луны».
А: Это как в рекламе чая. Мы отбираем самое лучшее, чтобы вы могли наслаждаться…
Говорили, что вас спонсирует Burn — что за дела?
M: Нет, дело было иначе. Burn предлагал купить Rap.by, но мы не нашли общий язык, как и с другими компаниями и людьми, которые делали предложения о покупке.
Случались ли конфликты с артистами, которые оставались недовольными написанным на сайте?
А: Как настоящий гангстер, ношу всегда с собой пистолет, поэтому везет, ни разу не отхватил. Конечно, обижались уличные псы иногда от резкого словца, но я тоже сам с улиц, поэтому как-то решали вопросы.
M: Это к Бродскому и LM'у вопрос. Мы вовремя купили бронежилеты. Пожалуй, нам уже по раз 20 каждому обещали сломать всё, что можно и вывезти в лес. Со временем на это просто перестаёшь обращать внимание, потому что бояться некого. Это обычные парни, они живут дома с мамой или снимают квартиру, потому что приехали из другого города учиться в Минск. Никто из них не хочет проблем с законом, никто из них не гангстер, никто не хочет разгребать то, что может завариться. Это же рэп — тут нет гангстеров, тут спокойнее, чем в кантри.
За деньги публикуете? А опубликуете?
M: Ну, а какие деньги могут предложить белорусские рэпперы? За те деньги, что нам предлагали можно было только диск Анжелики Варум купить, так что можно сказать, что такой вопрос перед нами никогда не стоял по-серьёзному. Когда какому-то исполнителю совсем уж не терпелось или не сиделось на месте, то мы могли послушать его материал еще раз, но, как правило, наш первый вердикт лишь подтверждался.
Какие отношения с Братинфо и Сказочником в частности?
M: Честно говоря, довольно долго у нас было очень предвзятое отношение к нему, и всегда было в кайф его подколоть, ущипнуть и улыбнуться. Собственно, посмотрите на имя файл-сервера Rap.by. Но потом Братинфо спокойно отошёл в мир иной, и мы поняли, что у каждого своя ниша. Митя занимается организаторской деятельностью, и дай ему Кришна терпения, а мы занимаемся освещением и развязыванием бифов.
А: Дружелюбно. У нас мало точек пересечения, но иногда он приглашает нас судить какое-то мероприятие и мы охотно соглашаемся. Палки в колеса друг другу и подножек не ставим.
Как вы вообще относитесь к тому, что являетесь единственными беспристрастными осветителями белорусского репа, в виду отсутствия друзей среди этих самых белорусских реперов, но регулярно получаете горы негатива в обсуждениях и даже треках и клипах?
M: Это весело, не приятно, но весело. Мы половину этих людей не знаем даже, но они хотят выразить нам свой дисреспект, не задумываясь при этом, а нужен ли нам их респект в принципе. А то, что мы единственный нейтральный ресурс — оно всегда так было. Мы водили дружбу с разными МС, в конце концов, мы вращаемся в одной теме с людьми, и хочешь — не хочешь, но с кем-то дружишь, однако, это не мешало мне, например, критиковать работы ЧИПа с которым мы хорошо общались, МаксиМиста или БитЧита. А Rap.by это не мешало равно критиковать как друзей, так и недругов вцелом.
А: В самом начале это конечно коробило, обижало и даже оставляло какой-то след в настроении на весь следующий день. Но теперь дышу ровно, по клавиатуре ляпать не тянет и монитор слюной не забрызгиваю.
Так по-вашему Братинфо рест ин пис?
M: Во имя отца и сына и святого духа, аминь. Пусть возродится — будет веселее. Конкуренция — это хорошо.
А: Еще дергается в предсмертных конвульсиях. Ядром братинфо всегда был форум, но это не тот формат общения который выбирает современная аудитория.
Не боитесь конкуренции?
M: Бояться нечего, потребность в нескольких альтернативных точках зрения всегда будет. Всегда будут те, кто считает, что альбом хорош, и те, кто считает альбом дерьмом. Наши взгляды резко отличаются от остальных в силу того, что мы не считаем своим долгом гладить всех по головке, чтобы «продвигать движение». Мы говорим, что думаем.
А: Я конкуренции никогда не боялся и другим объяснял, что если мы будем хорошо делать свое дело, то у нас всегда будет публика.
Где Rap.by TV?
M: На рэпбайтв нужно время и деньги. Сейчас нет первого и жалко второго.
A: Проект временно заморожен из-за отсутствия спонсора. Мы работали с энтузиастами, которые делали все бесплатно, но рано или поздно любой энтузиазм угасает, и тогда человека надо чем-то мотивировать и оплачивать его труд/время. Мы ищем спонсора.
Чем всё-таки является Rap.by? Сайт? Блог?
M: Так и тянет сказать «портал».
A: Коллективный блог я бы сказал. Когда встречаю где-то упоминание рэп.бая как портала, мне режет уши.
Цель репбая освещать белорусский рэп целиком, как явление, или отбирать только самое достойное?
А: Я бы сказал, что наша цель освещать белорусский реп с лучшей его стороны. Мы фильтруем откровенно слабые и, бывает даже, разжигающие материалы.
M: Скорее отбирать то, что нам самим кажется не полным дерьмом и слушая что, не хочется оторвать себе уши и сжечь их. Ну, а т.к. нас четверо, то наши разные вкусовые пристрастия позволяют исполнителям разных стилистик появляться на сайте.
Если говорить о позитивных вещах, получаете респекты от коллег в прессе и самих реп-звёзд?
А: Обращаются, конечно, артисты, чтобы мы выразили свое мнение об очередной работе, покритиковали, отрецензировали, но чтобы потом кто-то упомянул нас в прессе или на телевидении, такого не вспомню. Слышал, что к Бродскому регулярно жмут руки за Rap.by TV и узнают в троллейбусах.
M: Бродский действительно стал локальной зоркай после Rap.by TV. Что о нас, то больше получали респектов, когда вели Ток-Шоу на радио. Там респекты сыпались в реалтайме и сразу после эфиров. За рэпбай нам лучшие столики в ресторанах не предлагают, но иногда приятно, что в комментариях оставляют позитивные отзывы о сайте.
Сколько процентов от того, что публикуется на сайте, вы слушаете сами?
M: Если говорить про «слушаете» как о том, что попадает ко мне в плеер, то ~5%. А если о том, что просто приходится прослушивать перед публикациями, то ~20%, остальное делают другие парни.
А: Авторы слушают 90% присланного материала. Иногда просто надо опубликовать быстро, и слушать времени нету, в чем всегда и честно признаются. Но потом обязательно слушают и свое мнение высказывают.
О Корже вы писали задолго до того, как Макс стал записываться на «Респекте» и собирать залы в России. Есть ли у нас человек, способный также претендовать на какие-то высоты?
A: Честно скажу, были очень большие надежды на Дишона, но он пошел по пути битмейкинга и уже не тот. Винсент подавал надежды, но ушел в оппозицию. Я бы поставил на Яшара. Мне кажется, именно он скоро будет на слуху в Беларуси и за пределами. Но у него будет другой тип популярности, более взрослая и интеллигентная публика, чем у Коржа.
M: Отличные шансы были у Дишона он делал всё замечательно, но никак не прогрессировал и сейчас застрял на определенной ступени развития. А ведь парень может, если постарается. Год назад я бы поставил на Frey'я или K Мах'а, но им мешает скованность (Максу в меньшей степени). G-Genius мог, но где он и что делает — без понятия, ну а так, для меня главным претендентом сейчас видится ЛСП.
Чем вы занимаетесь по жизни?
M: По жизни я технический директор в it-компании, владелец эстонского кота и знаток тысячи коктейлей.
A: IT-инженер, если в общем. Обычный парень, на Майбахе не езжу, могу и в подъезде вискаря выпить, если вдруг.
Пожелайте нам что-нибудь на Новый год.
M: Пусть следующий год для вас будет в два раза лучше, чем прошедший. Не пишите рэп, ради Бога.