Статьи 5 мая, 2011 в 14:15,by Максим NightCatt

Думаешь, тебя еще помнят с тех времён?
Думаю, нет.

А тогда тебя хорошо знали в Беларуси?
Думаю, знали достаточно хорошо. Тогда было гораздо меньше рэпперов и групп, которые надо знать, и затеряться было сложно. Если бы я начинал сегодня, было бы гораздо сложнее выделиться.

Знали благодаря песням или все-таки благодаря той активности, которую ты проявлял?
Скорее благодаря альбому, который вышел тогда. Тем более он подавался «Хип-Хоп Нацией» под соусом «1-ый рэп-альбом, выпущенный в Беларуси». В общем, оказался в удобное время и в удобном месте.

«Хип-Хоп Нация» «наводила движуху»? Можно было их назвать полноценным лейблом?
Да, в общем-то, наводила. Была альтернатива в лице «BeatSound» и «Хип-Хоп Центра». «Хип-Хоп Центр» как-то больше дружил с «ХХ Нацией», регулярно сотрудничали, но они меньше были заметны тогда. А насчет лейбла не могу сказать, насколько он был полноценным. Я привез CD, отдал Олегу Литвинюку, а он отдал в тираж какой-то тиражирующей компании и напечатал полиграфию, в общем-то, больше административная деятельность. Своей студии тогда у них не было, сборники (по крайней мере, 1-ая «Хип-хоп Нация») писались на арендованной студии. Я писался в Гродно.

Когда последний раз общался с Литвинюком?
Наверное, когда была презентация 1-ой «Хип-Хоп Нации», декабрь 2000 года. Потом дороги разошлись.

Все больше и больше людей появляется, которые тоже «простили» его. Ну да ладно. Как продавался альбом?
Ну, тираж альбома я не знаю до сих пор. Мне на руки поездом прислали 80 кассет, и это все, что я видел. Но, думаю, продавался неплохо, звонили с разных городов: «Видели, купили»... У нас в Гродно торчал во всех стендах, в универмаге лежал как конфискат потом.

Сейчас, с высоты лет, тебе не кажется, что это был дичайший трэшак?
Конечно, кажется, что-то сейчас я бы переделал в корне. Но ведь у каждого свое видение того, как сейчас говорят, «тру». Я не следил за тем, что колбасят другие в тусе, стоял особняком, не старался выглядеть своим в доску. За какие-то песни стыдно, за какие-то нет. Но на то время, думаю, мало кто привлекал столько народа к записи, как я. Хоть и получилась противоречивая работа.

Ну, если судить по тому, что присылают в рубрику «Новьё» на Rap.by: у твоего стиля 11-тилетней давности есть масса поклонников.
...Да? Не знал. Даже не знаю, чего сказать. Спасибо, наверное за продолжение моих трэш-идей.

Кстати, современному белорусскому рэпу находится место в твоём плеере?
...Абсолютно не слушаю. Плохо это или хорошо, не знаю. Да и рэп как таковой я редко сейчас слушаю, что-нибудь из ТОГО времени больше слушаю. Ближе граймеры, ту-степперы из Англии. Больше слушаю хорошо сделанную электронную музыку или, чтобы совсем голову отключить, хэппи-хардкор.

Хэппи-хардкор? Это типа «ты умрёшь, но давай веселиться»?
...Бегать под него хорошо. Не хочется бежать, а бежишь. БУМ-БУМ-БУМ. Мне трэшак кстати нравится. Вероятно, мои предпочтения и накладывают след в моей деятельности. У меня даже логотип птица с какашкой.

Пойду, пересмотрю лого...
У птицы на майке на обложке.

Так вот кто является основоположником трэш-стиля в РБ.
Нет, с меня хватит «1го рэп-альбома в Беларуси». Какашку я объясняю ложкой дегтя в моем творчестве. Типа что-то всегда должно быть с придуриной.

С кем-нибудь из того времени еще общаешься?
В основном с ребятами с Молодечно переписываюсь. Дан, Анис, Фрост... Наверное, сейчас эти имена никому ничего не скажут. В то время хорошо общался с Молодечно, Витебском и Гомелем. С Минском как-то не сложилось... Про RIP-Легион из Воронова забыл сказать. Сейчас не особо общаюсь, но остались дружеские отношения

RIP, кстати, будут в гостях в Ток-Шоу на следующей неделе.
Привет им, кто остался из старого состава. Ну и из нового тоже привет.

СегаМегаДрайв или все-таки XBox 360?
Это, думаю, зависит от возраста. То, что цепляло в 14-20 лет, может не цеплять в 30. Например, слушал ты какой-нибудь Kris Kross в 12 лет и он тебя впечатлял. А сейчас если услышать исполнителей того времени, которых ты тогда не слышал, они тебя с большой вероятностью не зацепят. Раньше и мороженое было вкуснее. Скорее человек цепляется за то, что когда-то его впечатлило. Думаю, лет через 10-15 сегодняшние слушатели будут ностальгически вспоминать какой-нибудь «Центр» и говорить, что «музыка уже не та»

Решение забить на рэп было сознательным или это «обстоятельства, я еще вернусь и всех порву»?
Скорее, мне стало скучно в рэп-тусовке, где большинство зависит от мнения своих приятелей, соседей по лестничной клетке и одноклассников, и боятся сделать шаг в сторону от кем-то придуманных «канонов».

Про русскоязычный рэп у меня вообще такая теория — кто-то из самых первых, не совсем умело подражал западным первоисточникам и не искал свой стиль, а те, кто не понимал английский язык, слушали в основном из-за русского языка. Позже сформировалось мнение, что это и есть русский рэп. Я слушал, скажем, оригиналов с Запада, и зарождение русского рэпа происходило на моих глазах. У меня уже была возможность сравнивать исходный материал и ассимилированный, последние — проигрывали. Когда каждый бьет себя кулаком в грудь, типа он самый что ни на есть, но таких объективных оснований для этого, как минимум уровень исполнительского мастерства, качества музыки, нет, то это выглядит, мягко говоря, смешно. Доказать что-то кому-то я никогда не стремился, делал то, что нравится лично мне и ни на кого не оглядывался. Взять реванш поначалу было желание, но теперь мне вполне достаточно того, что я не забросил собственно музыку. В процессе обустройства домашняя студия, есть люди, которые ко мне регулярно обращаются, чего еще надо?.. В планах есть желание вернуться, но не в качестве «тру»-рэппера, а в более широком понимании — музыканта. Как-то так.

Хм, почему люди с возрастом пытаются откреститься от ярлыка «рэппер» и стать «музыкантами». Рэп — это песочница получается.
Так и получается. Маскулинный примитивизм и голая экспрессия — это хорошо конечно, но все со временем приедается. Лично мне неинтересно слушать на протяжении определенного количества лет один и тот же набор заезженных фишек в разных вариациях. Желание выйти за рамки стиля и эксперименты воспринимаются хранителями «канонов» в штыки. Не проще ли тогда выйти из самого стиля, плавать стилистически где-то рядом, но не ассоциировать себя со словом «рэп». Хотя есть куча всяких приставок «хаус-рэп», «христианский рэп» и т.д. Но почему-то за истину воспринимается конкретное мэйнстримовое направление на данный момент среди определенной группы слушателей. Большинство не имеет своего мнения, боязнь прослыть челом «не в теме» побеждает само творчество. Даже если втихаря слушает Tokio Hotel, вслух «темовый» рэппер в этом не признается. Смотрите шире, что ли. Мой посыл в основном тем, кто находится в возрасте с 13 до 22 лет. Я за расширение музыкального кругозора.

А нам нужно столько «музыкантов» вообще?
А столько «рэпперов»?

Были б лучше программистами, аналитиками, дизайнерами, приносили валюту в страну. Но ты не ответил на вопрос. Нужно ли?
Хе-хе, вот я сижу сейчас на работе, программист, HTML-верстальщик (работаю в веб-конторе).

You feel me.
Нужно ли? Большинство людей занимается музыкой просто как хобби, нет? Вот и получается, что найти что-то действительно интересное из всего того шлака становится все труднее и труднее

И что делать? Как быть? Куда рулить в этом море говна?
Думаю, стоящих команд, исполнителей достаточно, и рано или поздно они найдут место в твоем плеере. Другой вопрос, как их найти... Есть куча специализированных сайтов, радио, где работают достаточно искушенные в музыкальном плане люди, которые умеют абстрагироваться от своих личных пристрастий и умеют отличить талант от шлака. Да способов полно на самом деле... Не только в рэпе такая ситуация, везде. Каждый второй — ди-джей и электронный музыкант. Кажущаяся простота раскидывания готовых лупов, скачанных из интернета, по дорожкам искушает многих. Вопрос в том, насколько это талантливо и профессионально, сколько времени потрачено на реализацию задумки. Поверхностный подход (слямзил mp3-шную фанеру в инете, начитал на связках в «студийный» микрофон за 20 баксов в неподготовленном помещении, склеил и выкинул в инет) слышен всегда. Правда, не всем, а тем, кто уже достаточно долгое время интересуется музыкой и звукозаписью в частности. Звучит как прописные истины?

Ну, да.
Вопрос тогда в самоограничении человека. Стоит ли вообще что-то показывать, пока не уверен, что это и есть то, что хотел сказать. Желание выделиться пересиливает здравый смысл. Вот разберем мой случай, раз уже интервью со мной. Мне было 17-18, когда начались первые эксперименты с музыкой. Да, я записал что-то и выкинул на суд слушателей. По прошествии времени я понимаю, что не все было гладко в техническом плане, не все было гладко с читкой и т.д. Ты слышал где-нибудь меня сейчас?.. Сейчас я выкину какую-нибудь песню, только если буду уверен в том, что в ней присутствует минимальный приемлемый уровень качества музыки, читки и, скажем, драйва. Про текст я не говорю, у меня всегда было своеобразное мнение на этот счет. Выкину, когда буду чувствовать, что это как минимум не ГОВНО. А в этом море говна давно уже пора научиться плавать, руководствуясь своим вкусом. Чем дальше, тем больше будет никому не нужных mp3-их. Время, когда были виниловые пластинки и кассеты, когда из-за недостатков формата (особенно винила) был хоть какой-то контроль качества, по крайней мере по звуку, уже не вернется.

  • http://rap.by Алекс Бродский

    ваще красавец. круто.

    а хэппи-хардкор, Макс, это не то, что ты подумал)

  • alex

    «А в этом море говна давно уже пора научиться плавать, руководствуясь своим вкусом»

    Знаете... Вот так если почитать/послушать кого-то, кто собаку на этом съел, кто уже взрослый, кто уже так много всего знает, что даже уже стал забывать, того кто всё видел и всё может вспомнить, если понадобится («всё» — я имею в виду «всё с этим связанное»), так и не хочется ничего делать вообще. Дело в том, что в основном все гонятся за модой, а тех кто не гонится называют олд-скульщиками (не только в плане предпочитаемой музыки, а вообще). Хоть чуть-чуть изменится слушатель — меняется исполнитель и чудо, если исполнителю удастся сделать то, что понравится «новому» слушателю. Все мы рифмовали глаголы... Просто кому-то покажется, что он плавает в море говна, а кому-то что купается в золоте и это их вкусы. Разные люди слушают разные направления музыки и т.п., но это еще не конец «классификации», разные люди слушают разных исполнителей одного и того же жанра, и в это время еще разные люди слушают разные песни одного и того же исполнителя, а это «море говна» просто мешает это всё отсеять. Но если бы не было моря говна, то и отсеивать тоже было бы ничего. Я конечно прислушиваюсь к советам людей, которые хоть каплю умнее меня, но ведь есть и своё мнение. Дизайнеры, архитекторы и т.п... вот почему нет людей которые бы всерьез занимались музыкой, а, например, монтаж кондиционеров был бы для них как хобби? Музыка тоже нужна разная. Если бы все стали вдруг талантливыми, то тогда бы слушатель начал «колупать» это золото в поисках говна. Нужного всегда меньше ненужного. Ну это так... Просто моё мнение.

  • http://www.bielrepka.org SP Kava

    нішцяк

  • mvv

    очeнь интeрeсно было почитaть!

  • Доктор Вербель

    alex, мнения всякие нужны, мнения всякие важны. C возрастом вкус становится, скажем, более изощрен, что ли. Если Вас покоробило слово ГОВНО, то поясню, что имелось ввиду под этим. Я имел ввиду отсутствие мастерства, опыта, умения как таковых. Вот мне, бывало, пришлют какой-либо трек, на который необходимо сделать ремикс, сидишь и думаешь, что из ЭТОГО набора звуков можно слепить. Зачастую получались такие вещи, если убрать исходные звуки, то получается самостоятельное произведение со своей придуманной мелодией. Оценить, говно это или талант, позволяет определенный опыт и осознавание того, насколько все грамотно сбалансировано и продуманно сделано, и смог бы ты на данном этапе своего развития это повторить (звук, сведение, аранжировка, фишки, стиль читки (пения) и пр.). Шлаком называют и хорошо сделанные треки (шансон и поп не берем в расчет), просто может быть сформированное мнение к автору. «фу, коммерция, мы андеграунд!» А что андеграунд?.. По моему мнению, для многих это просто прикрытие своей несостоятельности, что типа так и надо было, хотя лучше на данный момент ты сделать не можешь, не хватает опыта и знаний. Кому-то нравится слушать музыку в 32 кбпс mp3, это да, вкусовщина. А кто-то до сих пор не знает, что такое живое выступление скажем, джаз бэнда, и думает, что пережатый в колбасу по громкости трек у популярного в его среде музыканта это и верх качества. Лана, Остапа понесло, буду закругляться ). Надеюсь, меня поймут в том смысле, в котором я хотел донести свое мнение ;)

  • Илья

    ...типа что-то всегда должно быть с придуриной!!!!

  • Доктор Вербель

    ... о, началось цепляние к словам и выдергивание фраз из контекста?.. Я Вас правильно понял, Илья?.. )

  • http://fly.cats.blog.tut.by AleX

    Доктор Вербель, да нет, с «говном» всё ясно, говно — оно и в Африке говно. Просто я к тому, что это самое говно — есть одно составляющее всего процесса создания шедевров. Не плохой продукт сравнить с говном — не плохо, хороший продукт с не плохим — хорошо, и так далее. Так же как и в природе — сильные «съедают» слабых и на этом живут, ну только немного в ином смысле... что-то я не могу подобрать слов для оправдания =).

    Я не опонировал, я просто дополнил, чтобы люди занимающиеся музыкой не подумали что у нас тут в Беларуси всё настолько плохо. В общем — хорошее и самодостаточное интервью, читал с интересом.

  • Олеги

    выведу такую диссовую позицию

    мысли для школоты ооочень полезные етс етс

    тем не менее

    конечно первый альбом там и много лет и опыт ниибаца и тд это ооооочень круто

    но можно было бы на мой взгляд меньше чутьчуть этим выеживаться

    спавните с мистапулом

    при том что вес у мистапула в мировых масштабах ну компенсирует вес виновника торжества в белхипхопе я думаю

    а во-вторых скоро за архетипом школорэпера возникнет архетип двадцатипяти(± х лет)летнего унылого хип-хоп-"я не хип-хоп"-брюзги

    что впрочем не может не радовать ))

  • Доктор Вербель

    Олеги, душевно написали. Я весьма тронут. А если не выеживаться, то всем не угодишь. )

  • http://maeztro.blog.tut.by maeztro

    Записываюсь в ряды «я не хип-хоп»-брюзжащих рэперов.

  • Chu Phat

    Я помню этот альбом. Lol.

  • Доктор Вербель

    Лол два раза ). AleX: да в Беларуси не все плохо. В той же России (да и вообще глобально) и своих хватает, все всё понимают.

  • http://liquidsky.ru Максим NightCatt

    Следующие разговоры будут уже снова от LM'a. :)

  • http://rap.by Максим Лягушевич

    Это так волнительно)

  • Mr.X

    побольше бы таких разговоров

  • Олеги

    парадоксально что эти нерэперы получают эстетическое удовольствие от осознания насколько они нерэперы

    причем той же природы что и удовольствие рэпера осознающего что он рэпер ахах

    и оба считают друг друга левейшими кэлами

  • Доктор Вербель

    Олеги: Рациональное зерно в вашем последнем комментарии присутствует. Хотя «рэперы» частенько не могут отделить семена от плевел. Вы же «рэпер», или я ошибаюсь?..

  • http://liquidsky.ru Максим NightCatt

    Он певец песен. Грязный автотюнщик.

  • Доктор Вербель

    Тогда просто провокатор, чтобы «рэперы» и «нерэперы» грызлись. От этого, вероятно, эстетическое удовольствие только острее )))

  • ЛяПРО

    помню давным давно в Музгазете рецензию от Киндута, на Доктора)))

  • Олеги

    ахах да

    даж добавить нечего

    ну я даже не знаю кто

    маргинал ккакойто

  • Доктор Вербель

    Да, Киндут тот еще поц был. ) А Вам, Олеги, рано выеживаться, как Вы сами любите выражаться. Имел эстетическое удовольствие ознакомиться с композицией ЛИСТЬЯ УШЕДШИХ ДНЕЙ. По замыслу даже понравилось. А в остальном — говно говном (по звуку). Не срезан инфраниз, невнятная мидишная ритм-секция, голос, начиная с 1.10, режет слух искажениями. Автотюн — на любителя. Лимитер вероятно не использовался, видимо, для того, чтобы композиция дышала по динамике. В одном надо отдать должное — моносовместимость неплохая. Матчасть подучили бы, что ли. Но Вы себя утешайте, утешайте, что Вы темовый и трушный, я не претендую на Вашу корону )) Лана, варитесь дальше в свое тру-тусе и поддакивайте друг другу. Всем всех благ, а главное, профессионализма.

  • http://rap.by Алекс Бродский

    я вон не репер, но листья ушедших дней ваще ок преок. извините

  • Доктор Вербель

    Ну, мне на моих маргинальных мониторах роланд дс-5 плюс анализаторах слышнее и виднее. Говорю же, по замыслу понравилось, по технической реализации — нет.

  • http://liquidsky.ru Максим NightCatt

    Я за дискуссией не следил и сути конфликта не понимаю вообще.

  • http://cmexmusic.com Смех

    Ну какбы из интервью вербель поумнее кажеться, нежели из дискуссии

  • Доктор Вербель

    Полагается, это у диссера Олеги надо спросить.

  • Доктор Вербель

    Смех, да, в интервью я беседовал с более адекватными людьми.

  • http://cmexmusic.com Смех

    Всё дело в том, что Олеги говорит тебе, что коегде ты несёшь хуйню, а ты ему говоришь что коегде ЛСП не подрезал частоты. Это както невяжется.

  • http://cmexmusic.com Смех

    Доктор Вербель:

    6 мая в 22:32 (13 секунд назад) #

    Смех, да, в интервью я беседовал с более адекватными людьми.

    Ты говоришь что всегда готов к экспериментам, тем не менее придерживаешься стандартов. Общение с адекватным человеком стандартно, нежели наоборот.

  • http://rap.by Максим Лягушевич

    NightCatt: Я за дискуссией не следил и сути конфликта не понимаю вообще.

    Я следил и всё равно не понимаю.

    Я бы не слушал «листья ушедших дней». Совсем не по мне такое.

  • Доктор Вербель

    Как по мне, все, что было необходимо сказать, я сказал в интервью. Как бы товарищ Олеги не указал, где конкретно я сказал., хм, херню, а начал сравнивать меня с Мистапулом. То, что, где-то выходят работы Мистапула, замечательно. Для вас, я так понимаю, это показатель. А то, что я за это время тоже пальцем в носу не колупался, как-то упустили. Сайт ведь о рэпе, а не о электронике, где у меня тоже есть определенные успехи. Тоже выходят треки на разных лейблах, правда, не под моим именем (знакомо понятие звуковой аутсорсинг?). как-то так.

  • Олеги

    все претензии предъявленные к моей демке ужасают потому что ни одна из них не затрагивает тл чем я непосредственно занимался ахах

    ей уже не меньше двух лет

    готов выдать криьику по альбому др вербеля был бы если бы смог прослушать )) не по техническим даже моментам а по исполнению и концепции ;)

    я свои тсзть продукты не выпускал особо и не визуалил и до сих пор никого не пытался ими заинтересовывать

    по поводу конкретики лень на цитаты разбирать если и так все проапхло тем о чем я говорил минимально

    нну и в таком возрасте можно было бы более здраво относиться к критике даже если не здравой по вашему мнению

  • Олеги

    последдний абзац сабжа опять выпендреж уже чистый практически кстати ахах

  • Доктор Вербель

    Оке, порешили на том, что я выпендрежник и позер. Жаль только, что каждый воспринимает слова оппонента в своем, удобном ему смысле. Чего мне хотели доказать, и где я херню спорол, я так и не услышал. Щастья.

  • foke

    Было интерестно почитать!

  • foke

    Но HTML это злое увлечение )

  • Доктор Вербель

    что поделать, так вот получилось )

  • foke

    Я тоже целый день за компом работаю каждый день, тяжко

  • шурик

    вербель, у меня к тебе дело. набери — 2581445 (мтс) саня

  • Доктор Вербель

    Пишите со своим делом на dr_spammm ат майлру