В соседнем посте мы выбираем альбомы белорусского репа, которые можно отправить на экспорт. Кто-то не стеснятся пения ЛСП, кто-то — хрипов Сложных, а кто-то понимает Янг Догга. И даже Макса Коржа под реп подписывают, интересные. Все эти имена в той или иной степени популярны вне границ Беларуси. Они олицетворяют, представляют нашенский хип-хоп на международной арене. Их слушают девочки и мальчики в Сыктывкаре, Жежмаряйе и прочих алма-атах. Благодаря им в ресторанах Мелитополя повышается спрос на драники, а в Каракасе — на БелАЗы. Все они молодцы, без шуток и замечаний. У нас же как считается — вырвался из дикого ада настоящего колхоза, поручкался с лучшими из деревни побольше — всё, звезда! И мы забываем про то, что есть у нас внутри, в городе, где каждый знает, кто урот, а кто не урот.
Никогда не задавались вопросом, кто всё-таки представляет белорусский хип-хоп в Беларуси? За исключением Нестандартного варианта никогда не было момента в истории целого движения, когда кто-то был ярче остальных. Корж, да. Но пока не в летописном контексте. Всегда была россыпь талантов и бездарей (вторых уж в разы, сотни раз, больше, извините).
В стране, если угодно — культуре, где каждый третий хоть раз стоял за микрофоном, посвящая песни своей любимой, нужен «завхоз». Человек, который всех этих певцов систематизирует, укротит, подтолкнет и простимулирует, расскажет и покажет. Мастер цеха, водитель автобуса, директор зоопарка, без дальнейших отступлений — Митрий Нетихий, он же Сказочник, сегодня в наших «Разговорах». Не в качестве участника Nice Price и Неумолкаемых, но в роли ведущего и организатора нескольких каких-то там крупных фестивалей. Максим Лягушевич под покровом тайны задал несколько вопросов о недавно отгремевшем Фристайл Капе, спорных судейских решениях и их решениях в принципе. Формат фестиваля, Бомжпакет и общий взгляд на концерты. Сегодня гуляем.
Прошлый Freestyle Cup проходил аж в 2010-ом году. С чем связана пауза в два года? Чего ты лично ждал от фестиваля в этот раз?
Пауза связана с тем, что учредители фестиваля, магазин Freestyle, посчитали нецелесообразным проводить его в 2011-ом году. Почему? Скажу честно: точного ответа я не знаю.
От возвращения все ожидали как минимум одного — повышения интереса со стороны зрителей к белорусским исполнителям, к белорусским событиям как таковым. Думаю, всё получилось. Люди хоть как-то расшевелились, ведь отзывов, как положительных, так и отрицательных, хватает. Теперь есть какой-то минимальный ориентир на год.
Судя по неутихающим обсуждениям, многие были не согласны с решением жюри. Понятно, что каждый имеет свое мнение, поэтому интересно узнать твоё. Кого ты считал фаворитом среди участников? Мог ли предугадать исход фестиваля на тот момент?
Это естественно, что я, как один из организаторов, не могу трезво судить о возможном исходе. Часто бывает так, что для имиджа фестиваля лучше, чтобы победил один, по личному мнению — другой. За годы опыта в организации подобных штук, я понял одну важную тему. Нужно тщательно выбирать судей и всецело им доверять. Если начинаешь паниковать и вмешиваться в их действия по ходу процесса, ни к чему хорошему это не приведёт. Мы постоянно пробуем различные системы и комбинации, будь то церемония, фестиваль или интернет-батл. Ошибаемся, делаем выводы.
Я на 100% предугадал исход фестиваля в 2010-ом году. В этот раз, на мой взгляд, было много равных команд. Для меня фаворитами были ВзрывНавзрыд, SmokeBox, Вожык и FM 53,27. Опять же, я говорю с фестивальной точки зрения, а не как зритель. Это важный нюанс.
Напомни, сколько заявок было подано на участие? Как отбирались участники в дисциплине «Фристайл» мы знаем, а как проходил отбор в дисциплине «Группы и MC»?
Всего было подано 96 заявок на «Группы и MC», на «Фристайл» — 39. В «Группы и MC» участников выбирают учредители фестиваля.
Дисциплина «Фристайл». Безусловно, Трэй являлся фаворитом, учитывая, сколько раз он уже одерживал победу, а так же то, что победитель Street Awards 2011 Gleboki Smak заболел и не смог принять участие в фестивале. Ожидал ли ты, что самый явный фаворит так легко проиграет в первом же раунде, не оказав практически никакого сопротивления, Грин Мену? Вырос ли в целом уровень участников по сравнению с прошлыми баттлами?
Уровень не вырос в целом. Выросли конкретные MC, кто-то сдал, но в целом лично я прогресса не вижу. Слишком редко проходят батлы, чтобы был виден прогресс. Минимум раз в два месяца надо делать, как мы и делали давным-давно, когда был регулярный чемпионат, а затем плей-офф. Тогда выиграл Профессор.
Как так вышло, что кроме Фристайл Капа и Стрит Эвордс у реперов и остальных, кто в культуре, нет других возможностей себя проявить? Все согласны, что чем больше таких фестивалей, тем выше уровень белорусского хип-хопа в целом. Однако помимо тебя организацией никто заниматься не может или не хочет, а если и хочет, то преследует иные цели. Видишь ли ты решение этой проблемы? Какие цели преследуешь конкретно ты?
Как так вышло — вопрос не к нам. Отвечать могу только за себя. Цели мы преследуем вполне конкретные — поддерживать хоть какой-то огонь именно в Беларуси. Если бы мы забили, то даже не представляю, что бы было. Это не круто ни разу. С точки зрения прибыли нашего предприятия и церемония, и фестиваль — это капля в море. Решение? Люди должны жертвовать чем-то ради развития. Потом всё вернётся, но сперва надо многим пожертвовать: временем, деньгами, нервами. Никто этого делать не хочет.
Как ты смотришь на мероприятия, где организаторы дают возможность выступить любому желающему, при условии продажи определенного количества билетов? Ведь такие «концерты» проходят на регулярной основе.
Плохая практика, мы таким не занимаемся. Другое дело, если учреждается призовой фонд на батл, где есть стартовый взнос, а победитель забирает всё. Продажа билетов — это проблема не участников, а организаторов.
Давай вернемся к фестивалю. Ты сказал, что взял в судьи тех, кому полностью доверяешь. И всё же «фристайл» судили люди, которые имеют к этому мало отношения. Некоторые из них вовсе заявляли, что они не умеют фристайлить. Что происходит?
Собрать пять человек в судьи на фристайл — не такая простая задача, как тебе кажется. При условии, что Трей и Эмио принимают участие, сразу отпадают LowKick или SuperMario. Профу это уже не интересно. Вот и всё. Логика была проста. Фристайл — это импровизация, а Red Dog прекрасно знает что такое импровизация, ведь в битбоксе её немало. AL и Lekarstvo — победители наших интернет-батлов, которые, с некоторым допущением с точки зрения оценки, можно сравнить с фристайлом на заданную тему. Вот такая логика, если мы говорим об отсутствии фристайлеров в судьях. Мы с удовольствием выслушали бы предложения по составу жюри, но их никто не выдвигает. Я вообще жду ссылки на российские батлы, где, на взгляд всех недовольных, хоть кто-нибудь демонстрирует уровень. Именно батлы. Пока не видел свежих ссылок на эту тему.
Говорили, что Трэй отказался судить баттл в пользу участия в нем. Правда?
Не совсем так. Он просто подал заявку, автоматически в судьи мы его и не звали.
Огромное количество негативных сообщений и всяческих бурлений вызвало выступление Бомжпакета. Твое мнение касательно такой нетрадиционной формы хип-хопа.
Бомжпакет последовательны в своём творчестве. Это факт. И это неплохо.
По поводу традиционных и нетрадиционных форм — хип-хоп очень разнообразен. Мне вообще кажется, что именно сейчас, при живых Dope D.O.D., Yelawolf и прочих, говорить о традиционном и нетрадиционном весьма старомодно. Фестиваль на то и фестиваль, что на нём мы можем увидеть самые разные интерпретации.
Охарактеризуй уровень участников Фристайл Капа в целом.
Уровень самый высокий, если сравнивать с предыдущими Quick Style и Freestyle Cup. Круто, что многие команды задумались над живым звуком, реквизитом и костюмами.
По каким критериям оценивались участники? Как распределялись номинации, например, «лучшее шоу»?
Критерии мы не ограничивали. Просто на первом этапе судьи выбирали по три коллектива, не распределяя их по местам. Дальше мы считали количество упоминаний и в итоге получили три коллектива: Вожык, FM и СмоукБакс, которые вышли в суперфинал. В суперфинале судьи должны были расставить три команды на 3, 2 и 1 места. По итогам этих действий мы и определяли обладателя гран-при.
«Лучшее шоу» вручал, как и было сказано со сцены, представитель танцевальной культуры. Сначала мы планировали пригласить Александра Меженного или Егора Морозова, но они не смогли. В итоге мы пригласили известного минского би-боя Ксёндза.
Но что вкладывалось в понятие «шоу»? Вожык собрал хороший коллектив, но я не думаю, что это шоу. Это обычно. Настолько же обычно, как и выступление Встречных, например.
Это лучше спросить непосредственно у Ksens'а.
Что самое сложное в организации крупного фестиваля?
Самое сложное — это уложиться по времени и не затянуть его.
Максим, это интервью? :)
Митя, это интервью :)
Вот это я встрял, а ты хитрый тип. :)
P.S. И вот после этого бесскандального интервью\разговора можно много думать, курить и варить пельмени. Вроде бы и понятно всё, и ожидаемо, но почему-то не покидает чувство легкого разочарования после этого события. Казалось бы: зал собрали, эМСи выступили, элементы шоу, а не только махание ветками на сцене – чек, были попытки, но, собственно, и? Новую планку установить не получилось, сделать шаг – да, но когда в твою сторону делает шаг человек, заражённый холерой, чумой и туберкулёзом, ты наоборот будешь от него отступать, и как можно скорее.
Когда больше людей будут делать свою музыку качественно, когда шоу превратится из «элементов» во что-то сюжетное и слаженное, когда сами эМСи будут верить в то, что они говорят, тогда такие мероприятия будут просто праздником, куда обязательно захочется придти, чтобы послушать музыку и поддержать исполнителей, а не только увидеться со всеми своими корешами, которые тоже пришли туда поугарать.
\\Бродский, LM, Найткэт в порядке хронологии